Заключение


Оказавшись на берегу реки, почти каждый человек поинтересуется: "Откуда течет эта река? Куда?" Если есть время, то и пройдется вверх или вниз по течению. Обнаружив однажды себя живым в потоке жизни, естественно попытаться узнать, где и каковы истоки жизни, где устье, какое там море? Или теряется этот кровавый поток без следа в пепле...

Разница между современным обыденным миропониманием (механистической инерционной картиной мира) и тем миропониманием, к которому нас вынуждает перейти действительность (картиной "большой гонки"), в акцентах: в старой картине мира основное внимание привлекала к себе изменчивость заведомо устойчивых объектов, а в новой картине мира в исследовании и объяснении нуждается как раз устойчивость объектов мерцающего мира, где устойчивость - лишь момент вечного круговорота материи. Например, для основоположников-генетиков наличие двух полов было, в первую очередь, важным источником изменчивости, а сейчас представляется более существенной роль полового диморфизма в обеспечении стабильности видового генотипа.

Можно проще и не слишком серьёзно: пусть Вы оставили на ночь автомобиль на улице. В старой картине мира представляется естественным, если утром автомобиль стоит там, где Вы его оставили. Потребность в объяснениях возникает при исчезновении автомобиля. В новой картине мира требует объяснения как раз нахождение автомобиля утром на своём месте. А его исчезновение - в порядке вещей. Очевидно, что перейти к новой картине мира нас вынуждают новые условия жизни.

Очень труден отказ от антропоцентризма. Мы уступаем науке: ладно, пусть человек - это часть Вселенной, и его существование подчиняется общим законам Вселенной. Но тут же рассчитываем, что в числе общих законов Вселенной есть законы, как бы написанные специально для человека. Кто помягче, согласен на особые законы для живого мира. Сейчас эти уловки уже недопустимы: нет у Вселенной специальных законов для живого и для человека, в частности. Единственной продуктивной формой "понимания" и "объяснения" явлений в живом мире и в человеческом обществе может быть лишь выведение наблюдаемых закономерностей из общих (в своем основании - физических) законов Вселенной, включая общие закономерности самоорганизации .

При современном состоянии науки результатом такого понимания и объяснения является представление о "большой гонке", данное в этой книге. Это представление не отбрасывает, не объявляет "глубоко ошибочным", вредным ни один существенный результат мировой культуры. Мы не умнее предков, но мы знаем больше, мы (человечество) дольше живем на Земле. В этом - и наше счастье, и наше несчастье. Трудно сказать, чего больше. По крайней мере, гораздо меньше осталось места, куда можно было бы поместить абсолютный разум, Бога. А может завтра повернется к нам мир какой-то другой стороной, где места побольше...

Но человек живет недолго, он не может ждать. И он не может не думать. Если ему не удается поддерживать целостность картины мира в своём сознании, то он и мелкие дела начинает проваливать. Туда ткнётся, сюда. Нарушается баланс положительных и отрицательных эмоций. Как жить дальше, как хоть на время выключить этот несносный мозг? Известно как.

Не нужно. Нет тупика. Для тех, кому невмоготу, есть "запасный выход" - вера в божественное провидение. Для остальных - много чего, и представление о "большой гонке" - тоже.

Это - всё!

К оглавлению

Биглов Ю.Ш. "Мир как большая гонка"