Лекция 6 [Воссоздание мира в индивидуальном сознании ]

 

            ММ начинает лекцию напоминанием образа "мира, который длится во времени при условии, что он непрерывно, в каждой точке (а в точке находятся люди) воссоздается " (стр.93).

 

  ММ имеет в виду воссоздание мира в сознании человека. Но ведь и мир вещей тоже "мерцает", разрушается и воссоздается непрерывно и в каждой точке не отображения, а прообраза. Но ММ дальше не идет, а иначе он увидел бы, что темп воссоздания отображения по необходимости согласован с темпом воссоздания в мире вещей. Слишком длинная память и слишком короткая память губительны в равной степени.

 

            Человека заставляет воссоздавать мир в своем сознании некое призвание: "Слово "призвание" мы применяем  к какой-то воображаемой точке, в которой в мире может совершиться событие: например, акт восприятия или акт волнения, радости, состояние влюбленности - но осуществится это лишь в той мере, в какой я смогу в этой точке дополнить или до-определить этот акт своим состоянием" (стр.93).

            Однако, выполнение этого призвания непроизвольно. И не предмет переживаний вызывает нашу реакцию - если не состоялось призвание.  А как же возникает переживание?   "Призвание - это не то, что делается вместо меня, а то, что могу и призван делать я" (стр.94). Но в определенной точке пространства.

            Если я уклоняюсь, бездействую, то "пустота заполняется иллюзией" (стр.95). "Меня окликнули, а я не сделал. Так вот, закон гласит, что пустым  оно [место] не останется. Согласно древней теологии, там будет - зло" (стр.95).

            "И если вместо слова "зло" взять здесь слово "заблуждение", отличая заблуждение от истины, то мы увидим, каким образом заблуждения встали на место истины. Заблуждение не есть позитивный предмет, отрицательный по сравнению с истиной. Нет, заблуждение - это чисто отрицательное явление, возникающее там, где не совершилось позитивное" (стр.96).

            Выполнить свое призвание - психологически значит увидеть реальность. "Реальность открывается полному присутствию. Или, наоборот, - то, что открывается, и есть реальность" (стр.97). И в то же время "Реальность существует для нас лишь в той мере, говорит Пруст, в какой она воссоздана мыслью" (стр.97).

            ММ очень настойчиво утверждает, что никакие внешние обстоятельства: участие в великих событиях, общественное положение, профессия не предопределяют, как воссоздается мир в сознании, и будет ли он воссоздан. "Для меня, например, несомненно, что классовая точка зрения как система отсчета, равно как и всякая культурная и социальная обусловленность, взятая как система отсчета, находятся в глубоком противоречии с реальным опытом нашей сознательной жизни. Наша сознательная жизнь так не строится" (стр.98). [А как же повышенное внимание к особенностям русского характера? Как объяснить неучет, невключение действия, поступка (физического, а не мыслительного) в развиваемую картину человеческой психологии? Как объяснить нарушение принципа историчности в исследовании - пройти от возникновения объекта (психологии)? Только качествами, происхождением и общественным положением ММ.]

 

 

  Другая сторона вопроса: системы отсчета (абсолютной) может и не быть вообще. Оптимизация поведения может довольствоваться частными (приведенными) оценками. Кажется, именно так живут многие, если не большинство людей.

  Третье: очистить свое миропонимание от окраски своими качествами необходимо (насколько это возможно), если искать универсальные законы психики. Но в художественном творчестве читателю (слушателю, зрителю) интересно именно взаимодействие художника с объектом, оживляющее произведение.

 

            ММ называет привычку в качестве основного препятствия к постижению истины. Цитирует Пруста : "Привычка - вторая природа, мешающая увидеть нам первую. Это уже поворот. И далее: мешающая и не имеющая ни ее жестокости, ни ее очарования" (стр.99).  Намерение отстраниться от привычного миросозерцания вступает в противоречие с важнейшим фактом психологии - "самотождественным индивидом" - identity. "... Мы живем, стараясь в каждое мгновение жизни выполнить, удержать какое-то почти кататоническое сращение себя со своим образом. ... И Пруст говорит, что есть еще один чужестранец, которому мы лжем больше всего (ведь если мы ориентируемся на то, как мы выглядим, то, конечно, невольно или вольно, часто или не часто, но скорее всего мы лжем). Этот чужестранец - мы сами" (стр.100).

 

            ММ возражает против распространенного убеждения, что "любовь и голод правят миром", как "побуждения, направленные на то, чтобы удовлетворить его (человека) основные биологически измеримые потребности" (стр. 101). Он утверждает: "Конечно, ни голод и ни любовь не правят человеком и миром; эти силы действуют постольку, поскольку они оказываются элементом отношения человека к самому себе. То  есть человеком правит образ самого себя" (стр.101). Пытаясь ладить с собственным образом внутри себя, человек ищет и находит оправдания своим поступкам, часто фиктивные. Это называется "рационализацией". В результате пара человек - его образ в его же сознании сохраняют стабильность, находятся в состоянии кататонии - болезненной судороги, гримасы тела. "Однако расцепление кататонии является условием, чтобы мы пришли в ту точку, которая связана с центром, в точку, где мы можем услышать обращенный к нам голос, окликающий нас голос призвания" (стр.102).

            ММ вводит некую числовую ось, на которой симметрично размещает факты наблюдения со знаком "минус", а воссозданные в сознании факты со знаком "плюс", подчеркивая, "наблюдение, в отличие от воссоздания (воссоздания того же самого, что наблюдается), у Пруста часто называется негативом" (стр.105). [Кажется, здесь можно было бы понять текст Пруста как метафору, взятую из старинного фотографического процесса. Сначала на фотопластинке получается негатив, и это творчески пассивная часть процесса. А потом фотохудожник, работая в затемненной лаборатории, производит из негатива позитивное изображение, которое может кое-что подчеркнуть, а кое-что скрыть. Но ММ предпочел использовать математическую интерпретацию.]

            ММ многократно возвращается к геометрическому образу некоей окружности или сферы, на которой расположена точка изображающая человека, понимающего (как процесс) мир. [Для меня этот образ остался непроясненным. Может быть читателю удастся его понять:] "Чтобы у нас была некоторая вспомогательная образность для размышления, представим себе абстрактный образ системы координат: ось X, ось Y и прямую линию, которая в пределе, в бесконечности может быть представлена как часть или отрезок окружности. То есть то, что нам кажется здесь прямым, в действительности, если взять достаточно большой отрезок, есть часть некоторой окружности. На этой окружности и расположена наша точка, которая нигде (потому что мы сами - никто), центр везде. ... Итак, представьте себе: прямая линия, где-то в бесконечности это часть периферии или часть окружности, закрывающая бесконечную сферу. По одну сторону линии на моем листе поставим знак минус, а по другую сторону - знак плюс" (стр.103). Эти-то "плюс" и минус" помечают факты живого восприятия и факты воссоздания образов в сознании.

            В развитие этой метафоры ММ говорит о "заштрихованной области"  пограничной области, захватывающей часть минусовой и часть  плюсовой областей - "область мнимых величин". В эту область попадают факты, для которых есть отрицательная отметка - живое восприятие, и нет положительной отметки - они не воссозданы в сознании. Decollage, несовпадение. Бывает и обратное, раскрутка в сознании, например, фактов чужой жизни. Это характерно для восприятия художественного произведения.

            Завершается лекция представлением о "тотальной душе": "В любой произвольно взятый момент наша тотальная душа (то есть взятая в целом) имеет лишь некоторую как бы фиктивную ценность ( в данном случае valeur fictive - это общая оценка, когда элиминированы все смыслы) . И дальше: некоторую почти фиктивную общую сумму, несмотря на многочисленные запасы своих богатств. Богатства - это все те чувства, которые я могу испытать или испытывал" (стр. 107). "Пруст заключает: ...и все это потому, что я могу реализовать себя лишь в последовательности. Лишь шаг за шагом" (стр.107).

            Как результат того, что только часть воссозданного в нашем сознании - в "тотальной душе" доступна нам в каждый момент времени (жизни), ММ вводит "прустовскую тему многомерного времени, и одновременно тему множественности "я". Потому что реализуемые в последовательности наши "я" будут различными" (стр.107). Смену множественных "я" Пруст называет intermittence, а ММ подбирает перевод - "перемежающийся" или "перебои" ("перебои сердца"). И то, что в нашей душе не доступно в некоторый момент, продолжает где-то жить. И это "основной метафизический закон сознательной жизни" (стр.108).

 

  Очень содержательное завершение лекции. Во-первых, нужно заметить, что ММ не использует обычное в информатике (а психические процессы - это информационные процессы) различение данных и обрабатывающего аппарата. Такое различение (разделение)позволило бы существенно прояснить описание. Во-вторых, вся построенная здесь система образов может быть заменена представлением о смене контекстов и их сохранении в вычислительном процессе, когда одним процессором нужно обрабатывать несколько параллельных потоков данных. Законов смены может быть множество. Третье, действительно, есть постоянное прогнозирование, моделирование в картине мира, имеющейся в сознании. Этот процесс идет параллельно внешним (для человека) процессам и выработке неотложных реакций на них. И для этого процесса не обязательна логическая неразрывность. Скорее, обязательны перескоки от одного контекста к другому. Четвертое, смена контекстов в сознании больше все же похожа на поочередное поднятие приоритета непрерывающегося подпроцесса с выведением его на уровень оценки результатов. Не вписывается  в развиваемую модель представление о пассивном хранении "замороженного" контекта с последующим его размещением в структурах мозга, ранее занимаемых контекстом-предшественником. В онтогенезе, вероятно шло наращивание параллельных обрабатывающих структур под усложнение используемой картины мира. Наращиваемые структуры мозга подключались к центральному оценивающему аппарату, конкурируя в борьбе за долю его времени.

 

БИГЛОВ Ю.Ш. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ О ПРУСТЕ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ С ЗАМЕТКАМИ  ЧИТАТЕЛЯ, ИСПОВЕДУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ  г.Белгород, 2000г.

Возврат