[Заключение]

 

  Труд ММ - периферия философии. Но это та периферия, которая  - передний край.  Это поиск места прорыва. И это - наибольшее, что можно сделать, без интеграции с современным естествознанием. Что мешало ММ? Не застал он нужное время, слишком поздно  (в его индивидуальной шкале времени) стали доступными на серьезном научном уровне информатика, синергетическая парадигма, инженерная генетика. Слишком поздно произошла идеологическая либерализация общества. Напрашивается сравнение с оленем, натягивающим изо всех сил веревку и этим лишающим себя возможности освободиться, вырваться на волю. Так и ММ “героически” включает в свои лекции почти запретные в его время религиозные символы, показывает недостаточность примитивного материализма. На это уходит весь пар. И закрывает этим себе путь к новому пониманию мира.

  Самое ценное в труде ММ - вопросы, которые он ставит. А уж ответы на эти вопросы во все времена каждому приходится искать самому. Сейчас - нужное время для новых, принципиально более определенных ответов на вечные вопросы.

  Новые ответы рисуют нам пессимистичную картину мира. Нужно научиться жить с этим, не закрывая глаза на истину. Человек и человечество безвозвратно потеряли место в центре вселенной заодно с бессмертием всех форм и видов. Оказались пустышками разноцветные вещицы с этикетками “Великое предназначение человека”, “Великая ответственность человека”, “Светлое будущее человечества”.

  На центральное место в сознании людей и в общественном сознании  должны прийти новое уважение самоценности человеческой жизни и человеческого интеллекта, новый коллективизм - дух единой гоночной команды в “большой гонке” выживания.

  Как неизбежные изменения в индивидуальной картине мира в сознании людей отразятся на способности человечества противостоять потоку угроз своему существованию? Невозможно сейчас предсказать это. Может быть, у людей опустятся руки. Может быть, они не захотят рожать детей. А может быть, они будут в лучших традициях сражаться за жизнь до последнего предела.

  Знать о неизбежной смерти, но активно работать для продления своей жизни и для того, чтобы, по крайней мере, ближайшие, дорогие нам потомки прожили свою жизнь не хуже, чем мы. В этом состоит  “деятельный пессимизм”.

  А следующие - пусть сами определяются в этом мире.

 

БИГЛОВ Ю.Ш. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ О ПРУСТЕ МЕРАБА МАМАРДАШВИЛИ С ЗАМЕТКАМИ  ЧИТАТЕЛЯ, ИСПОВЕДУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ  г.Белгород, 2000г.

Возврат