Каталог статей
Всего материалов в каталоге: 19 Показано материалов: 11-19 |
Страницы: « 1 2 |
Этот текст фиксирует ход и определенный результат формирования моей индивидуальной картины мира, которая получилась материалистической, атеистической, синергетической. Это формирование шло в Советском Союзе в бурное перестроечное время. Активным фоном моего миростроительства была моя работа инженера-разработчика на предприятии космического приборостроения, затем - в администрации российского города. У меня сложилась представление о существовании человечества в мире, как о маниакальном наращивании потенциала человечества - численности людей и уровня их защищенности от потока разнородных и разноуровневых угроз существованию. Идёт "большая гонка" - наращивание потенциала человечества при параллельном наращивании знаний о всё более страшных угрозах и объективном повышении вероятности встречи с редкими сверхмощными угрозами существованию человечества по мере увеличения возраста человечества. Картина "большой гонки" позволила по-новому увидеть широкий круг явлений (например, природу эстетического переживания), интегрировать идеи известных мыслителей.
|
Одна из социальных групп, которая в перспективе может стать
реальной опорой местного самоуправления, – это новые ремесленники. Так в
некоторых социологических работах называют индивидуальных
предпринимателей в сфере интеллектуальных услуг и высоких технологий,
бизнес которых основан на личном труде. Однако, к новым ремесленникам нужно отнести и сапожников, стекольщиков, автослесарей, так как их место в разделении труда то же, что и у представителей свободных профессий. |
"Замораживание"
Пассионарной Теории Этногенеза гениального Л.Н.Гумилева, с ее наивной
натурфилософией, где "пассионарность" сродни "флогистону" или "желчи",
создает обманчивое впечатление простоты анализа и закрывает путь к
продуктивному использованию его трудов. |
В
отношение общественного устройства определение качества
"прогрессивность" неприменимо. Здесь имеет основание лишь оценка
адекватности общественного устройства выбранному пути наращивания потенциала и
технологическому уровню хозяйства. |
Толерантность не сводится к
отсутствию агрессии, направленной на "иного". Человек как структура
существует в постоянном потоке ресурсов - от воздуха и воды до музыки.
При пространственном соприкосновении людей вопрос об общих ресурсах
возникает неизбежно и немедленно. И сразу же возникает проблема управления обобществленными ресурсами. Вот тут и требуется толерантность. |
Человеческая деятельность
происходит в заведомо небольшой области "мира-слоёнки", которую можно
представить в форме линзы, плавающей в толще бесконечного мира. Эту
линзу можно назвать человеческим миром. |
Удлинение
осознаваемой истории человечества заставляет многие природные и общественные константы
рассматривать как переменные. Люди оказываются в мире, где изменяется все. Обыденное
сознание вынуждено постоянно восстанавливать свою целостность. Далеко не все
люди способны удовлетвориться мистическими представлениями как универсальным
средством восполнения дефектов своей
картины мира. Представление
о самоорганизующемся мире, обладая исключительным мировоззренческим
потенциалом, еще не стало фактом обыденного сознания. Требуется
"перевод" научных результатов на язык явлений и проблем повседневной жизни людей. |
Редуктивистская
парадигма в качестве основы миропонимания постоянно воспроизводится и
обнаруживается в творчестве ученых-"естественников" наряду с позитивизмом
различных видов.
Идея
онтологической и гносеологической автономности физической, химической,
биологической, социальной форм движения материи противоречит стихийно
возникающему у исследователя представлению о едином мире. Активная борьба
советских философов с социальным биологизмом образовала опасные для посещения
"ничейные полосы" между химией и биологией, между биологией и
социологией. А глубина изменений в
конкретных научных картинах мира, глобализация антропогенных процессов и
стоящих перед человечеством проблем требуют эффективного использования
достижений естествознания во всех сферах человеческой деятельности. Синергетическая
парадигма позволяет разрядить идейную напряженность. Представление о
биологических законах и законах обществоведения как проявлениях самоорганизации
на соответствующем уровне отрицает редуктивизм в роли гносеологического
отражения материального единства мира. |
Выяснение
того, что и как происходит в мире, - моя потребность. ММ - мой очень умный и образованный заочный собеседник. Первое прочтение книги ММ "Лекции о Прусте" оказалось провальным. Я увяз в сложном тексте. Прошло несколько лет. К 2000 году я написал
свою брошюру о мире и человеке. В ходе этой работы удалось увязать много
разорванных концов, расчистить объемные завалы в своем сознании. То что
получилось, я назвал концепцией большой гонки или деятельного пессимизма. А
книга ММ "Лекции о Прусте" начала восприниматься мной как своего рода
вызов. Смогу ли я дорасти до ее восприятия? Сделал
"второй заход" - и книга открылась мне, вероятно, лишь какой-то
частью своего содержания. Все-таки,
это было разочарование... Да, все сделано великолепно, слушатели лекций
получили очень ценный продукт труда настоящего философа. В то же время, видны
существенные "системные" слабости произведения. Не много ли я на себя
беру? Да и автор лекций, к прискорбию, умер.Жизнь
продолжается, и жизнь книг - тоже. Для этого продолжения они и пишутся. Перед
каждым человеком в той или иной форме встают "вечные вопросы". ММ
сделал свой вклад в философскую картину мира. Его лекции - не графика, а
живопись, создание желаемого образа наложением, на первый взгляд, малосвязанных
разноцветных мазков. Можно ли вообще конспектировать живопись? В какой
форме? Приходится набраться смелости,
эту книгу нельзя обойти. Попробую конспектировать живопись ММ аппликацией
цветных лоскутков, варварски вырезанных из его полотна. Последуем
за автором лекций... |
|
Категории раздела |
Мои статьи
[18]
Опубликованные и не опубликованные в печатных изданиях мои стать
|
Конспекты с моими комментариями
[1]
Конспекты произведений разных авторов с моими комментариями (с точки зрения концепции "большой гонки"
|
|
|
|