Последовательное применение отношения "субстрат-структура" для структурирования наблюдаемого мира приводит к специфическому - синергетическому миропониманию. Мир представляется "слоёнкой", составленной парами "субстрат-структура". Структуры каждого уровня входят в состав субстрата для вышестоящего уровня структур. Слои эти - не глобальные, не плотные, не эксклюзивные. Это значит, что топологически слои образуют дерево слоев. Не обязательно все элементы (структуры) одного слоя входят в состав субстрата для конкретного вышестоящего уровня структур. В то же время, субстрат конкретного уровня может включать элементы, входящие в состав субстрата любого из нижестоящих уровней структур.
Низ этой чешуйчатой "слоёнки" скрывается в ненаблюдаемом. Остальные стороны уходят в недосягаемое и в необозримое. Возникает еще одно измерение (условное, человеческое) в картине мире - количество уровней "субстрат-структура", которые исследователь вынужден (способен, счел целесообразным) выделить между двумя объектами. Для структур, относящихся к одной паре "субстрат-структура", расстояние в этом измерении равно нулю. Для структур, относящихся к разным ветвям дерева слоев, расстояние не определено.
Существенно то, что конкретная номенклатура слоев определяется целями исследования и, в конечном счете, человеческой практикой. Нечто становится субстратом (вполне диалектически) только в ходе исследования, в ходе выделения пары "субстрат-структура". Выделив заинтересовавший нас объект, мы считаем его структурой и предпринимаем действия для выделения субстрата, на котором самоорганизовался заинтересовавший нас объект. Молекулы - структура, атомы - субстрат для этой структуры. Мораль - структура, множество индивидуальных сознаний - субстрат для этой структуры.
Определив пару "субстрат-структура", можно выяснить ограничения реализуемости, налагаемые свойствами субстрата на множество видов структур, самоорганизующихся на конкретном субстрате. На конкретном множестве атомов одни молекулярные структуры возможны, а другие - нет. На одном исторически конкретном множестве индивидуальных сознаний одни нормы морали возможны, а другие - нет.
События в ненаблюдаемом служат неиссякаемым источником флуктуаций в исследуемых структурах: они приводят к вариациям свойств субстрата, что, в свою очередь, может изменить условия реализуемости для наблюдаемых структур.
Существенным свойством отношения "субстрат-структура" является отсутствие влияния структуры на субстрат, то есть свойства субстрата не изменяются по факту вовлечения в структуру.
Человеческая деятельность происходит в заведомо небольшой области "мира-слоёнки", которую можно представить в форме линзы, плавающей в толще бесконечного мира. Эту линзу можно назвать человеческим миром. Человек умеет работать с объектами, близко расположенными по уровням, временам и расстояниям. Углубление в ненаблюдаемое, недосягаемое, необозримое дается человеку с нарастающими трудностями, требует все больших материальных затрат. Человеческий мир имеет нечеткие, но реальные границы во всех измерениях. За пределами человеческого мира у человечества нет интересов, способов влияния, а у человеческого сознания нет средств для отображения "запредельных" объектов.
Не считая человеческий мозг воплощенным совершенством, признавая, что человеческая деятельность вышла за рамки, в которых биологическая эволюция, так сказать, "сертифицировала" мозг на пригодность (полезность), приходится критически относиться к "запредельной" любознательности человека.
Удача в овладении ядерной энергией как бы оправдывает любые инвестиции в фундаментальную науку. Но есть ли рациональные основания для оптимизма? Скорее, их нет. Исторический период монотонного роста технологических возможностей человека в результате все более глубокого проникновения в микромир закончился. Перенос фокуса внимания с "далекой" физики на "близкую" биологию вполне объясним и представляется оправданным, а вера в безграничные возможности науки - данью традиции.
Можно сказать, что сцена, на которой разыгрывается судьба человечества, уже определилась. Это - человеческий мир.
Биглов Ю.Ш.
2004 г.