Приветствую Вас ГостьСреда, 04.12.2024, 22:13

Мир как большая гонка


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи » Синергетическое миропонимание

Синергетическое миропонимание и философия (2015)

Философия выделилась из мышления вообще, как знание, зафиксированное в словесной форме. Знание - это сведения, интегрированные в некоторую картину мира. Естественно, более или менее полная картина мира стала частью содержания философии. Картина мира, нормативная в конкретной философской системе, названа онтологией. Но онтология - вспомогательная часть философии. Философия - «не об этом».

По мере накопления, расширения, углубления знаний от философии отпочковались части, специализированные по сфере человеческого опыта и по методу получения знания. Этот процесс продолжается на наших глазах отпочкованием когнитивистики.

Что останется философией «в сухом остатке»?

Останется философией знание о том, как человеку относиться к своим знаниям, включающее представление о месте познающего человека в большом мире.

Как бы наука ни продвигалась вширь и вглубь, всегда будет нечто, что лежит за фронтом научного знания. Знание о том, что там, за границей опыта - это метафизика, предельные основания философской картины мира, онтологии. По определению, эти предельные основания принимаются на веру (или отвергаются другими философами). Отсюда — неустранимая разноголосица философов, у каждого — своя философская система.

Философские системы принято различать по их онтологии, в частности, - по принятым предельным основаниям, по метафизике. Поэтому можно говорить о синергетической философии — философской системе, онтология которой соответствует синергетическому миропониманию. У такой системы есть свои метафизика, аксиология, гносеология, в общем, есть всё, что полагается иметь философской системе.

Онтология синергетической философии - синергетическое миропонимание вообще основано на признании самоорганизации в роли источника сложности всего, что может быть каким-либо способом наблюдаемо.

Структура — это упорядоченность субстрата. Можно рассматривать отношение субстрат-структура как расширение привычного отношения материал (вещество) — физическое тело. И алмаз, и графит состоят из углерода, но атомы углерода в них различно организованы, упорядочены. Поэтому выражение «алмаз — это структура, сформировавшаяся на атомах углерода, как своём субстрате» точнее, чем выражение «алмаз состоит из углерода».

Главное: структура формируется на субстрате при подходящих условиях без специального управляющего воздействия.

Например, в классическом эксперименте на поверхности жидкого масла, налитого на дно сковороды, подогреваемой снизу, формируется характерная рябь (ячейки Бенара). Эта рябь — сетка из замкнутых в вертикальной плоскости местных потоков масла. Масло, дно сковороды, тепловой поток — всё однородно. Нигде не записано, какие молекулы куда должны перемещаться. Каждая молекула масла взаимодействует только со своими соседками и «ничего не знает» о ряби на поверхности. Но в результате этих местных взаимодействий (синергии молекул масла) возникает порядок — рябь, сетка бугорков на поверхности масла. Эта упорядоченность — структура, сформировавшаяся на масле, как своём субстрате, в потоке тепла (ресурса). Получилась элементарная модель «субстрат — поток ресурсов — структура», различные реализации которой можно усмотреть повсюду.

Так на определенном наборе органических молекул формируется живой организм, хотя нигде не записано, как этот организм должен выглядеть. На одном кусте (на одном субстрате) формируются разные огурчики (структуры) из-за различия в условиях их формирования.

Так на веществе Вселенной формируются звезды, планеты и прочие космические тела.

Так на массе нейронов в голове человека формируется нейронная сеть (уникальная у каждого человека).

Последовательное применение указанной трех-элементной модели приводит к представлению о мире-«слоёнке», составленной парами «субстрат-структура» таким образом, что структуры каждого уровня служат субстратом для структур вышележащего уровня.

Нужно отметить, что познавательная ценность такого представления оказывается разной в конкретных познавательных ситуациях. В ситуациях, где задействовано некоторое количество дискретных объектов, хватает классического подхода. А вот если задействованных объектов много или участвуют непрерывные среды, то классический подход часто оказывается недостаточным.

Метафизика синергетической философии заключается в вере в то, что самоорганизация действует и за фронтом науки так же, как она действует в изученном мире. И если есть Творец, то он создал мир, в котором правит самоорганизация, и занялся другими делами. Для синергетической картины мира Абсолют не нужен.

Сам фронт науки сейчас проходит чуть глубже уровня кварки и лептоны и на уровне границ видимой Вселенной. Внутри охваченного наукой пространства остались отдельные «темные» островки. Пожалуй, самый важный из этих островков — способ представления данных в мозге животного и человека. Здесь фронт науки отмечен гипотезой Дунина-Барковского о представлении данных в мозге кольцевым движением волны возбуждения в замкнутой цепи нейронов.

Важно: внутри охваченного наукой пространства у серьезного мыслителя все его мысленные построения не должны противоречить научным представлениям. Тут нет места для капризного «Не верю!» и для «задания» науке открыть ещё нечто, что оказалось необходимым для придуманного мыслителем явления.

Без запретного фантазирования все наблюдаемые объекты оказываются очень неплотными упорядоченными сгущениями бесчисленных кварков и лептонов. Включая человека. Между кварками - лептонами и организмами можно разглядеть несколько промежуточных уровней «слоёнки»: субатомные частицы, атомы, молекулы, клеточные органеллы, клетки, ткани. Можно продолжить этот ряд уровней: родственная группа, популяция, биологический вид, …, биоценоз, биогеоценоз. На каждом уровне — свои структуры, свои закономерности. В любой паре «субстрат-структура» свойства субстрата ограничивают множество вариантов реализуемых на этом субстрате структур, оставляя выбор конкретного варианта текущему сочетанию условий.

В мире вещей возникновение устойчивой структуры сопровождается сбросом порции энергии (в каком-либо виде). Раз сформировавшаяся структура может разрушиться, высвободив вовлеченный в неё субстрат для участия в другой структуре. Это происходит при получении извне достаточно большой порции энергии (освободившейся при формировании соседней структуры) или при изменении потока ресурсов (остановка течения, подогрева и т.п.), или при изменении условий, снижающем величину порции энергии, необходимой для разрушения структуры, или при изменении свойств субстрата, делающем существовавшую структуру не реализуемой на данном субстрате. По большому счету, каждую структуру — каждую вещь рано или поздно настигает один из перечисленных разрушительных факторов.

И человечество - не вечно. Когда-нибудь какой-нибудь разрушительный фактор прихлопнет и нас.

Человек распознает разрушительные для человечества факторы как угрозы существованию. Обладая способностью к прогнозированию, человек наращивает объем и номенклатуру располагаемых ресурсов, чтобы в нужный момент суметь парировать очередную угрозу существованию человечества. Такое поведение у человека закреплено на биологическом уровне.

Однако, спектр угроз существованию человечества не ограничен ни по разнообразию, ни по объему ресурсов, требуемых для их парирования. Хуже того, поток угроз «не марковский», для некоторых видов угроз характерна периодичность. Поэтому, чем дольше существует человечество, тем выше вероятность встречи с редкими угрозами, среди которых есть и небывало (в истории человечества) разрушительные. Создалась ситуация, которую я назвал «большой гонкой»: человек наращивает располагаемые ресурсы, но параллельно этому объективно растет требуемый уровень этих ресурсов и субъективное представление человека о требуемом уровне располагаемых ресурсов, так как мы узнаем о всё новых угрозах.

Высшей человеческой ценностью (в синергетической философии) является текущее и будущее благополучие человечества. Благополучие это заключается в обеспечении максимального уровня защищенности от угроз существованию для наибольшего количества людей. Соответственно, целью жизни человека является активное и успешное участие в «большой гонке» - детей побольше и защита получше.

Перейдем к гносеологии синергетической философии.

Из принятых предельных оснований онтологии синергетической философии следует, что человечество как бы плавает в толще мира-«слоёнки», как в капсуле, плавающей в толще жидкости. Во все стороны простирается необозримо большой мир, в котором мы можем добраться своими инструментами познания и преобразования среды только на некоторую глубину-высоту. Для дальнейшего проникновения требуются всё большие затраты. Это проникновение всё более опасно. И для восприятия новых экзотических знаний у нас нет адекватных мыслительных средств. Получается, что при принципиальной познаваемости мира практически наши познавательные возможности ограничены податливыми границами «человеческого мира» - капсулы в необозримом мире-«слоёнке». Вся человеческая история началась, продолжается и закончится в этом «человеческом мире». Отсюда — нужно научиться, привыкнуть говорить «не знаю» и строить свою жизнь с учетом ограниченности человеческих знаний. На каждом уровне мира-«слоёнки» - свои закономерности. И есть небольшое количество общих закономерностей самоорганизации, действующих на многих уровнях. Цель познавательной деятельности — обнаружение закономерностей, описание закономерностей создаваемой системой категорий с опорой на элементарные понятия, признаваемые очевидными восприемником знаний. Результатом познавательной деятельности является построение моделей изучаемых явлений, интегрированных в индивидуальную картину мира познающего человека и (или), при соблюдении критериев научности, в научную картину мира.

Разумность — это качество человека, состоящее в способности выбирать оптимальное поведение на основе моделирования будущего в индивидуальной картине мира, сформированной в мозге и обладающей качествами целостности и полноты (охвата всех сфер человеческой деятельности). Отличие от неразумных высших животных состоит именно в указанных качествах индивидуальной картины мира - целостности, как проходимости между любыми двумя образами по ассоциативным связям, и полноты, как включения адекватных моделей всех сфер, существенных для оценки оптимальности конкретного варианта поведения.

Так как разумность — основное эволюционное преимущество человека, а разумность прямо связана с качеством индивидуальной картины мира человека, то на формирование и совершенствование своей индивидуальной картины мира человек расходует значительную часть располагаемых ресурсов. Кроме того — любая деятельность человека сопровождается как фиксированием нового опыта, так и уточнением оценки достоверности ранее зафиксированных мозгом знаний. Однако, для достижения требуемого качества индивидуальной картины мира нельзя обойтись без обучения другими людьми. Это обучение происходит в речевой форме. Непосредственным результатом речевого обмена с носителем знаний становится формирование у обучаемого упорядоченной коллекции своих и чужих речевых сообщений, как пассивной (не связанной с поведением, кроме речевого обмена с партнерами) части индивидуальной картины мира. Практическая апробация словесных знаний ведет к формированию соответствующих моделей в активной части индивидуальной картины мира, прямо задействованной в разумном выборе поведения.

Само мышление является процессом самоорганизации — формирования структур изменений состояния множества взаимодействующих между собой нейронов. Нейроны «гоняются» своими аксонами-щупальцами за необходимыми им для выживания веществами в тесноте мозга, а человек … тут можно подставить любое проявление мышления от выбора направления шагания до сочинения музыки.

Формирование нейронной сети в мозге ребенка происходит как самоорганизация нейронов в потоке глюкозы и кислорода и в потоке ощущений. Нейроны стремительно (как пивные дрожжи) размножаются (делятся), и так же массово гибнут многие тысячи из них, которым не удалось быстро подключиться к источнику вещества нейромедиатора. А в роли такого источника выступают другие возбужденные нейроны. И выживший нейрон сам становится источником веществ-нейромедиаторов для других страждущих нейронов. В результате формируется структура — сеть нейронов, «подключенная» своими «контактами» к нейронам, воспринимающим внешние воздействия, и к нейронам в генетически наследуемых мозговых структурах, поставляющим человеческой психике элементарные образы (тепло, верх-низ, свет и т. п.) и набор ритмов. Эта сеть получается уникальной у каждого человека, ведь она формируется в живом взаимодействии нейронов без детального плана «нормального мозга». И оказывается (если верить Савельеву), что у разных людей специализированные зоны различаются по количеству нейронов в них в десятки раз. Внешне это проявляется в уникальном сочетании мыслительных (включая творческие) способностей у каждого человека.

Важно: так формируемая нейронная сеть сразу оказывается многоуровневой схемой, распознающей комплексы ощущений.

Ощущения — это сведения об изменении ситуации, принятые органами, чувствительными к физико-химическим воздействиям среды, и используемые для «пересчета» модели ситуации в индивидуальной картине мира. Похоже, кроме основных видов ощущений, есть не менее важное ощущение изменения, запускающее этот «пересчет» модели ситуации. И есть способность оценить, в какую сторону изменилась ситуация, - в сторону повышения уровня благополучия людей (больше людей с лучшей защищенностью) или в сторону понижения благополучия людей. Первый результат оценки изменения ситуации позволяет отнести его к «добру». Второй — к «злу». Дальше выбирается поведение смещающее ситуацию к «добру».

Представление о собственном «Я» у человека есть как в активной части индивидуальной картины мира (как у животного есть оценка своего размера, своей физической силы, своего общественного ранга, своей удачливости), так и в «словесной» части индивидуальной картины мира. Человек с детства коллекционирует высказывания других людей о себе, собственные речевые сообщения, комментирующие свои действия и результаты «примерки на себя» поведения других людей. Иллюзия наличия «Я», независимого и противостоящего собственному телу, возникает из-за разной скорости прохождения фронта «пересчета» ситуации по активной и «словесной» частям индивидуальной картины мира. Сначала на состоявшееся изменение ситуации следует непосредственная рефлекторная реакция (быстрая и не разумная), потом срабатывает основной контур управления поведением (разумный, но молчащий, ощущаемый только по результирующему поведению) и лишь затем поспевает результат от «словесной» части, как комментарий к состоявшемуся срабатыванию основного контура управления. Этот речевой комментарий развился из звуковых сигналов животных по мере усложнения психики партнеров. Партнерам он изначально и предназначен, хотя реальное звучание может быть подавлено. Получается внутренняя речь, называемая «потоком мыслей». Сформированное речевое сообщение (реально прозвучавшее или нет) приобщается к текущей ситуации и поступает на «пересчет» модели ситуации в мозге. Запаздывание словесного комментария и является поводом для персонализации «Я», надзирающего над телом.

Способность прогнозирования изменений ситуации животным досталась как побочный эффект от аппарата распознавания образов в стохастической среде при последовательном предъявлении признаков. Образно говоря, волка за кустом нужно уметь распознать, не дожидаясь, когда смогут быть зафиксированными все признаки наличия волка. Треснула ветка, сверкнули два пятна, закричала птица — и нужно бежать. Если будешь продолжать, стоя на месте, накапливать признаки волка до исчерпания списка, то можешь не успеть убежать. Три признака (последовательно) зафиксировал, и с некоторой не абсолютной надежностью спрогнозировал последующее появление остальных признаков. Тут, во-первых, каждый из признаков может и не появиться, и это нужно учитывать. Во-вторых, есть вероятность ложного результата распознавания образов. При появлении каждого признака сужается множество вариантов продолжения, вариантов будущего, но, в общем случае, множество вариантов будущего не сводится к одному варианту.

Для выживания приходится рассматривать и мало перспективные (в отношение своего совпадения с реальностью) варианты продолжения изменений ситуации - фантазировать. Человек нафантазировал Бога.

Для успешного прогнозирования будущего нужно иметь упомянутые списки признаков, классифицированные комплексы ощущений. У человека сформировались в мозговых структурах образы значимых объектов, способные изображать функционал (говоря языком программистов) этих объектов во взаимодействии их между собой.

Многовариантность будущего при текущем состоянии мира учитывается синергетическим пониманием причинности. Классическое отношение «причина-следствие» рассматривается как вырожденный случай многовариантности будущего, когда оказались исключенными всеми факторами все варианты продолжения кроме одного. Такая ситуация характерна для хорошо поставленного классического физического эксперимента. А в общем случае реализующееся продолжение выбирается из оставшегося реализуемым множества вариантов случайностью. Можно считать, что поставщиком случайностей выступают ненаблюдаемые глубинные слои мира-«слоёнки».

В заключение можно отметить, что в синергетической философии оказываются снятыми многие проблемы классических философских систем.

Ю.Биглов (2015)

Категория: Синергетическое миропонимание | Добавил: bezbozhnik (13.04.2015) | Автор: Ю.Биглов E W
Просмотров: 620 | Теги: самоорганизация, мир-слоёнка, синергетическая философия, причинность, Биглов, мышление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Синергетическое миропонимание [22]
Представление о мире, в котором правит самоорганизация, основанное на идеях синергетики
Поиск