Вопрос о свободе воли человека — трудный вопрос для материалистической антропологии. Традиционные материалистические представления прямиком ведут к образу человека-робота. У робота свободы воли нет (есть только программа реагирования на внешние сигналы), а ведь человек, во-первых, способен к неожиданной и даже творческой реакции на изменение ситуации. Во-вторых, человек способен к спонтанному действию, для которого трудно указать внешний повод. В-третьих, человек осознает, планирует свои действия, может их анонсировать, комментировать, оправдывать.
Достижения когнитивистики последних лет дают основания отнести само понятие «свобода воли» к человеческим иллюзиям (коих множество).
Дело в том, что процесс мышления (на «аппаратном» уровне) происходит в многомерной неоднородной нейронной сети. В этой сети состояние возбуждения/торможения каждого нейрона определяется по некоторому внутреннему правилу нейрона в зависимости от состояния соседних по сети нейронов. Если какой-либо из нейронов по какой-либо причине изменяет свое состояние, то соседние нейроны вынуждены «пересчитывать» по собственному правилу своё состояние. Теперь, если у некоторых из соседних нейронов в результате «пересчета» состояние тоже изменится, то придет очередь уже их соседей «пересчитывать» своё состояние. В результате — по сети нейронов покатится расходящаяся волна «пересчета» состояний нейронов.
Причиной изменения состояния нейрона — зачинщика волны «пересчета» может быть либо завершение какого-либо инерционного процесса в самом этом нейроне, либо (для небольшой части нейронов) воздействие изменения внешней или внутренней среды организма. Есть еще вариант автогенерации волн пересчета в замкнутом кольце, составленном цепочкой нейронов.
Получается так, что по мозговой сети нейронов непрерывно прокатываются множество волн «пересчета», исходящих разновременно от многих нейронов.
Когда такая волна «пересчета» накатывается на нейрон, выдающий сигнал на мышцу, мышца сокращается. Когда такая волна «пересчета» накатывается на участок (относительно, очень большой), где формируются речевые сообщения, человек «слышит» собственную внутреннюю речь («мысль пришла!») или слышит собственное звучащее высказывание.
Так вот, формирование речевого сообщения (функционально адресованного партнерам, но иногда подавленного, не выпущенного «в звук», и комментирующего основную работу мозга по выбору поведения) происходит много медленнее, чем формирование физического действия.
Если человек ударил себя молотком по пальцу, то сначала возникает быстрая непосредственная рефлекторная реакция (отдернуть руку, посмотреть на ушиб, охладить палец, отбросить «обидчика»-молоток). Потом, пройдя по большому участку нейронной сети, где (неощутимо) вырабатывается оптимальное поведение, волна «пересчета» докатывается нейронов, реализующих оптимальные (разумные) действия по уменьшению ущерба (забинтовать палец, перехватить инструмент, изменить направление замаха и т. п.). И лишь позже появляются у человека всякие «мысли» о событии, естественно, критические, комментирующие событие как бы со стороны.
Вот и формируется у человека (в его картине мира) образ своего «Я», отстраненного от собственного тела, контролирующего действия собственного тела, более мудрого (задним числом), чем глупое тело.
Это «Я» - субъект свободы воли формирующейся иллюзии.
Теперь об эффектах «свободы воли». Главный их источник состоит в уникальности мозга каждого человека, уникальности структуры нейронной сети в голове каждого человека. За эту уникальность отвечает процесс роста мозга, при котором нейроны в голове стремительно делятся-размножаются, но выживают из новых нейронов только те, кому удалось дотянуться своими отростками до какого-нибудь старого возбужденного нейрона. Остальные погибают, не получив тех веществ, которые можно получить только от возбужденного соседа. А возбуждаются нейроны только, когда оказываются возбужденными ряд их соседей или когда это нейроны, непосредственно воспринимающие изменения внешней или внутренней сред организма, и такое изменение в какой-то момент времени состоялось. Поток изменений среды случаен. Соответственно, у разных людей мозг растет в каждый момент времени в реально разных условиях. Получается процесс самоорганизации мозгового вещества в уникальную нейронную сеть, заточенную на обработку комплексов ощущений. Кстати, это приводит к тому, что, по словам специалиста по мозгу С.Савельева, размеры и, вероятно, информационные возможности подобных зон мозга у разных людей различаются в десятки раз.
Уникальный мозг уникально выбирает поведение человека и его комментирует речевыми сообщениями. Эта уникальность плюс, часто, отсутствие речевых комментариев процесса выбора выглядят будто свобода выбора. Но на самом деле человек сначала начинает движение, и лишь потом появляется «мысль» - речевое сообщение, что он хочет двинуться.
В.Дунин-Барковский — специалист по нейроинформатике в одном из видео интервью рассказал о показательном эксперименте. Называется этот эксперимент транскраниальной стимуляцией мозга. Исследователь, размещая маленькие катушки провода с импульсным током в них на поверхности собственной головы, нашел такое место катушки, что импульс тока в ней устойчиво сопровождался движением правой ноги экспериментатора. Затем, для проверки наличия свободы воли (собственной) экспериментатор решил при подаче тока в катушку двинуть не правой ногой, а левой — произвольно. И это не удалось. При подаче тока экспериментатор уловил мысль: «Зачем же мне двигать левой ногой, если я хочу двинуть правой? » - и ощутил, что двинулась его правая нога.
Вывод: человеческая «свобода воли» - иллюзия, и всю гору философских текстов, посвященных проявлениям «свободы воли», можно лишь профильтровать для извлечения из ник крупиц попутных наблюдений и мыслей авторов.
PS. Наткнулся в записи http://philosophyst-org.1gb.ru/glavnyi-filosofskii-vopros-dopolneno на цитату, хорошо иллюстрирующую тему моей записи:
"… апостол Павел : "Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего…" (Рим.7, 15-23).
Ю.Биглов (2015)
|