Внутреннее кино — это то, что видит человек, когда думает о чем-либо. Сновидения— тоже внутреннее кино. Без этого явления не появились бы представления об ином, параллельно существующем мире. Да и бесконечные обсуждения проблемы сознания в значительной мере опираются на эту «видимость».
Я наткнулся на нейронный механизм, который порождает внутреннее кино, пытаясь моделировать на компьютере формирование нейронной сети самоорганизацией под действием потока воспринимаемых изменений среды. Приходится сказать, что с задачей я не справился, хотя перед этим успешно смоделировал поведение популяции слизняков. Они при дефиците питания собираются в столбики с шляпкой, похожие на грибы. На это явление мне указали, как явно не объяснимое самоорганизацией, во всемогущество которой я верю. Мне удалось подобрать простые правила автономного поведения особей, выполнение которых приводит к формированию «грибков». Технически - «грибки» формировались на поле клеточных автоматов, подобном игре «Жизнь».
Нейроны собираются в сеть, по моим представлениям, присоединяясь к соседним нейронам дендритами/синапсами по простым правилам. Каждый созревший нейрон специализируется, присоединяясь к тем соседним нейронам, которые оказались возбужденными одновременно (в одно временное окно).
Нижний уровень формируемой нейронной сети составляют нейроны, прямо связанные с рецепторами - приёмниками различных воздействий на организм. Каждый из этих нейронов возбуждается при наличии соответствующего воздействия (вернее, изменения воздействия) - тактильного, звукового, светового и прочих. Это древняя структура у людей.
Отростки-дендриты нейронов следующего уровня прорастают, условно говоря, вниз. В результате нейрон следующего уровня приобретает способность возбуждаться при определенном сочетании воздействий на организм, когда возбуждены одновременно соответствующие нейроны нижнего уровня.
Далее подсоединяются по тому же принципу следующие слои нейронов. Они присоединяются к одновременно возбужденным, ранее подсоединенным нейронам. И каждый вновь подсоединившийся нейрон возбуждается при определенном сочетании разнородных воздействий.
Таким образом вырастает структура, называемая в технике "персептрон". В ней каждому встретившемуся сочетанию воздействий на организм соответствует определенный, возбуждающийся при наличии такого сочетания воздействий, верхний нейрон (вообще-то несколько параллельно подключенных нейронов). В дальнейшем возбуждение такого нейрона соответствует появлению конкретного комплекса ощущений - одного из всех встречавшихся в жизни сочетаний.
Эта структура работает всю жизнь и достраивается всю жизнь. Её работа обеспечивает нам восприятие текущей ситуации.
Так вот, при моделировании описанного выше механизма я обнаружил одну особенность. Наряду с прорастанием дендритов, условно говоря, вниз по структуре, к нейронам, связанным с рецепторами, возможно прорастание (по тому же принципу - в сторону возбужденного нейрона) дендритов вверх по структуре, к возбужденному нейрону верхнего уровня, ранее специализировавшегося. Получается обратная связь: при восприятии некоторого комплекса воздействий возбуждается фиксирующий этот факт нейрон верхнего уровня, а от него как бы усиливается, поддерживается возбуждение "своих" нейронов нижних уровней. Тут и реверберация, и автогенерация возможны и действительно имеют место в живой нейронной сети. В жизни указанная особенность полезна организму благодаря двум обстоятельствам. Первое: для возбуждения нейрона верхнего уровня, вообще говоря, достаточно возбуждения не всех, а лишь существенной части "своих" нейронов нижнего уровня. Это соответствует стохастичности нашего мира. Обратная связь возбуждает и те нейроны нижнего уровня, которые входят в полный набор источников возбуждения для нейрона верхнего уровня, но в конкретной ситуации почему-либо остались не возбужденными от рецептора. Второе: к нейрону нижнего уровня подсоединяются более одного нейрона верхнего уровня, так как конкретное воздействие может входить в несколько разных комплексов воздействий, фиксируемых разными нейронами верхнего уровня. Тогда "восстановление" пропущенного по какой-либо причине, затененного, заглушенного воздействия позволяет возбудиться другому нейрону верхнего уровня, которому как раз этого воздействия не хватало в его комплексе воздействий. Образно говоря, увидев заячьи уши за кустиком, мы можем рассказать про заячий хвостик, который в данной конкретной ситуации мы не видим. Возвращаясь к загадке внутреннего кино, обнаруживаем, что, с учетом изложенного, оказывается возможным возбуждение нейронов нижних уровней по обратной связи, когда воспоминание сопровождается возбуждением нейронов верхнего уровня или заключается в возбуждении нейронов верхнего уровня. Такое возбуждение нейронов нижних уровней неотличимо от того их возбуждения, которое возникает при восприятии текущей ситуации. Соответствующие анализаторы (зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и др.) работают нормально, но при молчащих рецепторах. И нейронный "канал", синтезирующий картинку «перед глазами», работает так же, как при актуальном зрении. Это и воспринимается как внутреннее кино.
То есть внутреннее кино - это техническая особенность работы мозга, артефакт, сопровождающий мышление. Вместе с прочими внешними проявлениями - сокращениями мышц, речевыми сообщениями внутреннее кино даёт возможность что-то узнать о собственном мышлении, непосредственно не ощутимом.
Стоит отметить, что актуальные ситуации воспринимаются и в долговременной памяти сохраняются как бы схематически. А картинка внутреннего кино получается «живой», наполненной деталями. Так вот эти детали — они из актуальной сейчас обстановки, а не те, которые реально были, когда ситуации была запомнена. Так при вспоминании какого-нибудь текста (например, на уличном стенде) во внутреннем кино этот текст окажется написанным неким шрифтом «по умолчанию», а не использованным реально.
А вообще, как получилось, что человек видит окружающее как картинку? Ответ на этот вопрос не тривиален. Ведь глаза передают в мозг не картинку, а поток линий и цветовых пятен, характеризующих в каждый момент видимое в узком секторе зрения. И нигде в мозге до сих пор не удалось найти место, где картинка существует такой, как её видит человек. Плюс к этому, известны эксперименты по обеспечению слепых возможностью видеть с использованием матрицы контактных точек, налагаемой на язык и возбуждаемой от внешней видеокамеры. А тут ещё показали, что картинка «показывается» с переменной задержкой для синхронизации со звуком, который медленнее обрабатывается. Получается, что связывание видения картинки с глазами сродни связыванию любви с сердцем.
Так как сформировалось и как реализуется видение картинки, как психическое явление? Странно как-то — реальная обстановка уже проанализирована глазами, результат анализа переведен в «рабочую» форму для нейронной сети. Всё сделано для обеспечения основной работы мозга - выбора поведения. И тут зачем-то производится явно не простое и не дешевое по требуемым ресурсам восстановление «пиксельной» картинки. Вот с речью, внутренней (мыслями) и звучащей, всё понятно: изначально она направлена на партнеров (по стае), предупреждает о последующем действии или объясняет состоявшееся действие, или обманывает. А с трудом восстановленную картинку ведь никто снаружи не видит!
Природа не обещала быть логичной, но какое-нибудь оправдание видению картинки нужно найти.
Может быть, картинка нужна как то, что видят партнеры (по стае) ? Тогда это своеобразная эмпатия, облегчающая взаимодействие. Дороговато получается.
История могла быть такой. Сначала у животных было простое зрение, то есть первичный анализ прямо использовался для выбора поведения. Но уже был побочный эффект — обратная связь, возбуждающая зрительный анализатор при «молчащих» рецепторах (о которой — в начале этого текста). Соответственно, были галлюцинации и сны. Потом оказалось, что уже существующий боковой вход может использоваться для ввода в зрительный канал результатов работы «верхних» нейронов. Этим решалась задача учета этих результатов более древней и сложной частью нейронной сети, непосредственно управляющей поведением. Тогда восстановленная картинка должна повторно анализироваться, и уже результат повторного анализа будет использован при выборе поведения.
Так для животного возникла ситуация дополненной реальности. Затем, полезные возможности, обеспеченные боковым входом, использовались всё шире. И, наконец, у высших животных дополненная реальность превратилась в виртуальную реальность реального времени.
Ну и пусть бы себе так всё работало, но зачем нужно ощущение видения картинки? Ведь это именно — ощущение в ряду других, от тактильного до обонятельного. Возможно, это ощущение, как и другие, обеспечивает заботу о нормальном функционировании важного канала организменного «железа». Картинка должна быть достаточного качества и объема, и тогда — всё хорошо. Иначе нужно ремонтировать, то есть — лечить.
Ю.Биглов
2016 — 2024
|